Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений развития, характеризующихся трудностями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов или деятельности. Важно понимать, что «спектр» означает широкий диапазон проявлений – от легких до тяжелых, и каждый человек с РАС уникален.
Отличие аутизма от шизофрении.
Это два разных расстройства, хотя иногда их путают, особенно на ранних этапах. Вот основные различия:
- Возраст начала:
- РАС обычно проявляется в раннем детстве (до 3 лет).
- Шизофрения, как правило, начинается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте.
- Ключевые симптомы:
- РАС: Основные симптомы – трудности в социальном взаимодействии и общении, повторяющееся поведение, ограниченные интересы. Могут быть задержки в развитии речи и когнитивных навыков.
- Шизофрения: Основные симптомы – бред, галлюцинации, дезорганизованное мышление и речь, негативные симптомы (снижение эмоциональной выразительности, мотивации). Социальные трудности также присутствуют, но они часто являются следствием бреда и галлюцинаций.
- Природа социальных трудностей:
- РАС: Трудности в социальном взаимодействии связаны с недостаточным пониманием социальных сигналов, трудностями в установлении контакта, недостатком взаимности.
- Шизофрения: Социальные трудности могут быть связаны с бредом преследования, страхом перед людьми, дезорганизованным мышлением, которое мешает общению.
- Интеллект:
- РАС: Уровень интеллекта может варьироваться от глубокой умственной отсталости до очень высокого.
- Шизофрения: Когнитивные нарушения часто присутствуют, но обычно не так выражены, как при умственной отсталости.
- Течение:
- РАС: Это пожизненное состояние, хотя симптомы могут меняться с возрастом и при получении помощи.
- Шизофрения: Обычно имеет эпизодическое течение с периодами обострений и ремиссий.
- Генетика и нейробиология: Хотя оба расстройства имеют генетическую предрасположенность, конкретные генетические факторы и нейробиологические механизмы различны.
Отличие РАС от диссоциативных расстройств личности (ДРЛ)
ДРЛ (ранее известное как «раздвоение личности») – это состояние, при котором человек испытывает нарушение идентичности, характеризующееся наличием двух или более отдельных личностных состояний или идентичностей, которые попеременно контролируют поведение человека.
- Ключевые различия:
- Природа нарушения:
- РАС: Нарушение развития, влияющее на социальное взаимодействие, общение и поведение.
- ДРЛ: Нарушение идентичности и памяти, часто связанное с тяжелой травмой в детстве.
- Социальное взаимодействие:
- РАС: Трудности в социальном взаимодействии из-за недостатка понимания социальных сигналов и взаимности.
- ДРЛ: Социальное взаимодействие может быть нарушено из-за смены идентичностей и амнезии, связанной с этими сменами.
- Повторяющееся поведение:
- РАС: Повторяющееся поведение является ключевым диагностическим критерием.
- ДРЛ: Повторяющееся поведение может присутствовать, но не является центральным симптомом.
- Причина:
- РАС: Нейробиологические факторы и генетика.
- ДРЛ: Практически всегда связано с пережитой тяжелой травмой в детстве (физическое, сексуальное насилие).
- Природа нарушения:
Чем клиническая психология может помочь больному с РАС.
Клиническая психология играет важную роль в поддержке людей с РАС и их семей. Вот некоторые способы, которыми клинический психолог может помочь:
- Диагностика и оценка: Клинический психолог может провести комплексную оценку для диагностики РАС, определения сильных сторон и трудностей человека, а также выявления сопутствующих расстройств (например, тревожности, депрессии).
- Разработка индивидуального плана вмешательства: На основе оценки психолог может разработать индивидуальный план, учитывающий потребности и цели человека с РАС.
- Поведенческая терапия:
- Прикладной анализ поведения (ABA): Эффективный метод обучения новым навыкам, уменьшения проблемного поведения и улучшения социального взаимодействия.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Может помочь справиться с тревогой, депрессией и обсессивно-компульсивными симптомами, которые часто встречаются у людей с РАС.
- Социально-коммуникативные навыки:
- Обучение социальным навыкам: Улучшение способности понимать социальные сигналы, вести беседу, устанавливать и поддерживать отношения.
- Речевая терапия: Помощь в развитии речи и коммуникативных навыков.
- Эмоциональная регуляция: Обучение стратегиям управления эмоциями, снижения тревожности и предотвращения кризисных ситуаций.
- Поддержка семьи:
- Консультирование родителей: Предоставление информации о РАС, обучение стратегиям управления поведением, поддержка в решении проблем.
- Семейная терапия: Улучшение коммуникации и взаимопонимания в семье.
- Развитие навыков самостоятельности: Обучение навыкам самообслуживания, организации времени, планирования и решения проблем.
- Работа с сопутствующими расстройствами: Лечение тревожности, депрессии, СДВГ и других расстройств, которые могут сопутствовать РАС.
- Психообразование: Предоставление информации о РАС человеку с расстройством и его семье, чтобы они могли лучше понимать состояние и принимать обоснованные решения.
Важно отметить:
- Лечение РАС – это часто командная работа, включающая клинических психологов, психиатров, логопедов, эрготерапевтов, педагогов и других специалистов.
- Не существует «лекарства» от РАС, но ранняя диагностика и своевременное вмешательство могут значительно улучшить качество жизни человека с РАС и помочь ему реализовать свой потенциал.
Получить помощь клинического психолога можно тут WA + 7 925 542-13-33